Общественно-политическая жизнь украинских земель в составе Польши, Румынии, Чехо-Словакии в 20-х—30-х гг.
После окончания Первой мировой войны западноукраинские земли вошли в состав разных восточноевропейских государств: Восточная Галиция и Волынь — в состав Польши; земли Северной Буковины, Бессарабии и Мармарощины — в состав королевской Румынии; Закарпатская Украина — в состав Чехословакии.
На западноукраинских землях в составе Польши действовал закон, запрещавший использовать украинский язык в государственных и местных органах власти. Вместо названия «Украина» вводились новые — «Малополъща» или «земли Польши „Б"».
Более того, активно стала проводиться политика денационализации украинского населения — украинские имена и фамилии заменялись на польские. Украинцам было запрещено возглавлять органы местного самоуправления. Административные должности в государственных учреждениях, офицерские должности в армии и полиции были также закрыты для представителей украинской национальности. Активно шла политика ассимиляции. Так, вследствие окатоличивания из 389 православных храмов к 1939г. осталось чуть более 50. Преследованию подвергались и греко-католические священники в случае проявления симпатии к украинским прихожанам.
Украинцы оставались в оппозиции к польскому правительству. Свои права и свободы они защищали легальными и нелегальными методами борьбы.
В Восточной Галиции украинцы создали 12 политических партий.
Политические партии и блоки Восточной Галиции делились на левые, центристские и правые.
К левым принадлежала Коммунистическая партия Восточной Галиции, с 1923 г. — Коммунистическая партия Западной Украины (КПЗУ), которая вела активную политическую деятельность, хотя была немногочисленной. Левое крыло партии выступало за союз с Москвой, правое занимало более сдержанную позицию.
Центристским считался блок Украинского национально-демократического объединения (УНДО). Созданный в 1925 г., блок имел сильное влияние на украинское население. На выборах блок получил большинство украинских мандатов в сейме. Лидеры объединения — Д. Левицкий, В. Мудрый, С. Баран, О. Луцкий, М. Рудницкая, И. Кедрин.
УНДО призывал украинцев бороться за демократические порядки, против политики ополячивания и осадничества конституционным путем. Позже лидеры УНДО требовали от поляков предоставления Западной Украине автономии.
Представители украинских политических партий в польском сейме образовали Украинский клуб, который требовал предоставления Украине самостоятельности.
Правой политической силой, исповедующей националистическую идеологию, стала Организация Украинских националистов (ОУН), возникшая в 1929 г. в Вене. Ее возглавил Е. Коновалец, идеологами были В. Липинский и Д. Донцов. Идеологией ОУН был интегральный национализм — отрицание либеральных ценностей, проповедь решительных действий ради национальных интересов. Высшей ценностью объявлялось создание независимого Украинского государства на всей украинской этнической территории. Достичь поставленной цели предполагалось путем национальной революции и установления диктатуры во главе с вождём. Для достижения цели оправданными считались любые средства, даже террор. Насилие воспринималось как основной политической инструмент в борьбе против внутренних и внешних врагов. Поворот части украинского национального движения к тоталитарной идеологии объясняется тем, что независимость Украины не удалось отстоять, а тоталитаризм утверждался во многих государствах Европы.
Деятельность ОУН в основном была направлена против польского режима. Под руководством Краевой экзекутивы на западноукраинских землях (КЭЗУЗ) в Восточной Галиции и на Волыни были организованы сотни поджогов польских усадеб; акции саботажа; бойкотировались государственные школы; были совершены десятки нападений на польские государственные учреждения с целью захвата; убито более 60 человек (польские высокопоставленные чиновники Т. Голувко и Б. Лирацкий; чиновник советского консульства А. Майлов (был убит в отместку за голодомор 1932—1933 гг.), директор Львовской украинской Академической гимназии И. Бабий (за сотрудничество с польской полицией). В то же время выходили пропагандистские издания: легальный журнал «Развитие нации», нелегальные «Бюллетень КЭЗУЗ ОУН», «Сурма», «Националист».
В ответ на террористические действия ОУН польское правительство начало репрессивную политику «пацификации» (усмирения), направленную в первую очередь против активистов ОУН. Однако под «пацификацию» попадали и другие представители украинского национального движения. Так, в 1934 г. был арестован глава КЭЗУЗ С. Бандера и другие руководители ОУН.
Они были направлены в концлагерь, где и находились вплоть до начала Второй мировой войны. После убийства в 1938 г. Е. Коновальца в Роттердаме в ОУН наметился раскол. Радикально настроенное крыло пошло за С. Бандерой, более умеренные — за А. Мельником. В 1939г. организация разделилась на ОУН(б) и ОУН(м).
Радикально настроенная молодежь Галиции отрицала легальные парламентские методы борьбы за политические права украинцев. ОУН свидетельствовала о существовании раскола в украинском национальном движении. Террористические методы, избранные оуновцами в качестве инструмента достижения самостоятельности украинских территорий, приводили к жесткой реакции со стороны польского правительства.
На западноукраинских землях в составе Румынии правящий режим проводил жесткую колониальную политику. Были закрыты украинские школы, преследовались общественные деятели, священники, проводилась румы-низация населения, подавлялись социальные выступления (1924 г., Татар-бунарское восстание).
Наиболее известными украиноязычными изданиями были «Родной край» и «Час». Левые политические силы в лице коммунистов выступали за воссоединение с Советской Украиной.
В 1927 г. была создана Украинская Национальная партия (УНП), лидером которой был В. Залозецкий. УНП придерживалась центристских позиций и выступала за сотрудничество с существующим режимом. Представители УНП имели места в румынском парламенте.
Правые общественно-политические силы были представлены националистическими молодежными, студенческими и спортивными организациями: «Общество Мазепа», «Общество М. Зализняк». Лидеры националистических организаций О. Забачинский, П. Григорович, Д. Квитковский проповедовали методы борьбы, сходные с оуновскими (террор, подпольная деятельность).
Закарпатская Украина входила в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь, а с 1928 г. — Подкарпатский край. Чехословацкое правительство не проводило такой жесткой антиукраинской политики, как польское и румынское. Оно не предоставило автономии Закарпатью, но дало украинцам возможность политической и культурной самореализации. Либерализм правительства привел к быстрому возникновению и распространению культурных обществ «Просвита» (А. Волошин, М. и Ю. Бращайк), возникло Товарищество русофилов им. Духновича.
В Чехословацком парламенте интересы украинцев представляло Украинское национальное объединение (УНО).
Общественно-политическая жизнь базировалась на идеях русофильства, украинофильства, русинства.
Общегосударственные партии, имевшие представительства в Подкарпатской Руси, были вынуждены считаться с местными политическими особенностями, сложившимися со времен господства Венгрии. Одним из наиболее серьезных был вопрос о национальной общности и единстве украинцев. Часть коренных украинцев причисляли себя к особой русинской нации, возникшей в результате исторического процесса. Местные обычаи возводились русинами в абсолют и напрочь отрицалась какая-либо связь с украинцами в Польше и УССР. Другие считали, что население Закарпатья — это насильственно отделенная и изолированная часть единого русского народа. Под влиянием исторических обстоятельств и господства чуждых наций население Подкарпатской Руси было денационализировано. Русофилы (москвофилы) ориентировались на объединение всех «русских» территорий под властью России. Созданное москвофилами «Общество им. Духновича» активно вело просветительскую деятельность, находя поддержку Народно-социалистической, Аграрной и других партий. Но наиболее влиятельным было движение украинофилов. В Закарпатье проживало около 20 тыс. эмигрантов из Надднепрянской Украины. Принесенная ими идея самобытности украинцев, волею судьбы оказавшихся в разных государствах, попала на благодатную почву. Эта идея отобразилась в стремлении к объединению украинских территорий «от Тисы до Кубани и от Припяти до Черного моря» в единое национальное независимое украинское государство. На позициях украинофильства стояла Христианско-народная партия (ХНП) во главе с А. Волошиным и М. и Ю. Бращайками, которая действовала в составе Чехословацкой людовой партии.
ХНП заняла ведущие позиции в Ассоциации украинских учителей и оказывала существенное влияние на студенчество и учащуюся молодежь. Общество «Просвита», основанное ХНП, вытеснило «Общество им. Духновича».
Вывод. Общественно-политическая жизнь на западноукраинских землях отличалась разнообразием. Действовали различные политические партии, объединения и блоки — от левых до правых,— которые выражали различные политические интересы и использовали легальные и нелегальные методы борьбы. Наиболее сложная общественно-политическая ситуация сложилась на украинских землях в составе Румынии. Польское правительство также вело дискриминационную по отношению к украинцам национальную политику, но позволило им представлять свои интересы в сейме. Наиболее благоприятная общественно-политическая ситуация для украинцев существовала в Чехословакии. Однако ни одно правительство не предоставило украинцам автономии.
Зеркало сайта: