Общественно-политическая жизнь украинских земель в составе Польши, Румынии, Чехо-Словакии в 20-х—30-х гг.

 

После окончания Первой мировой войны западноукраинские земли вошли в состав разных вос­точноевропейских государств: Восточная Галиция и Волыньв состав Польши; земли Северной Буковины, Бессарабии и Мармарощиныв со­став королевской Румынии; Закарпатская Укра­инав состав Чехословакии.

 

На западноукраинских землях в составе Польши действовал закон, запрещавший использовать ук­раинский язык в государственных и местных органах власти. Вместо названия «Украина» вводились новые — «Малополъща» или «земли Польши „Б"».

 

Более того, активно стала проводиться политика дена­ционализации украинского населения — украинские имена и фамилии заменялись на польские. Украинцам было зап­рещено возглавлять органы местного самоуправления. Административ­ные должности в государственных учреждениях, офицерские должно­сти в армии и полиции были также закрыты для представителей украинской национальности. Активно шла политика ассимиляции. Так, вследствие окатоличивания из 389 православных храмов к 1939г. осталось чуть более 50. Преследованию подвергались и греко-католи­ческие священники в случае проявления симпатии к украинским при­хожанам.

 

Украинцы оставались в оппозиции к польско­му правительству. Свои права и свободы они защищали легальными и нелегальными методами борьбы.

 

В Восточной Галиции украинцы создали 12 политических партий.

 

Политические партии и блоки Восточной Галиции делились на левые, центристские и правые.

 

К левым принадлежала Коммунистическая партия Восточной Галиции, с 1923 г. — Коммунистическая партия Западной Украины (КПЗУ), кото­рая вела активную политическую деятельность, хотя была немногочислен­ной. Левое крыло партии выступало за союз с Москвой, правое занимало более сдержанную позицию.

 

Центристским считался блок Украинского национально-демократиче­ского объединения (УНДО). Созданный в 1925 г., блок имел сильное влияние на украинское население. На выборах блок получил большинство украинских мандатов в сейме. Лидеры объединения — Д. Левицкий, В. Мудрый, С. Ба­ран, О. Луцкий, М. Рудницкая, И. Кедрин.

УНДО призывал украинцев бороться за демократические порядки, про­тив политики ополячивания и осадничества конституционным путем. Поз­же лидеры УНДО требовали от поляков предоставления Западной Украине автономии.

 

Представители украинских политических партий в польском сейме обра­зовали Украинский клуб, который требовал предоставления Украине само­стоятельности.

 

Правой политической силой, исповедующей националистическую идеоло­гию, стала Организация Украинских националистов (ОУН), возникшая в 1929 г. в Вене. Ее возглавил Е. Коновалец, идеологами были В. Липинский и Д. Донцов. Идеологией ОУН был интегральный национализм — отрицание либеральных ценностей, проповедь решительных действий ради национальных интересов. Высшей ценностью объявлялось создание независимого Украинс­кого государства на всей украинской этнической территории. Достичь поставленной цели предпола­галось путем национальной революции и установления диктатуры во главе с вождём. Для достижения цели оправданными считались любые сред­ства, даже террор. Насилие воспринималось как основной политической инструмент в борьбе против внутренних и внешних  врагов. Поворот части украинского национального движения к тоталитарной идеологии объясняется тем, что независимость Украины не уда­лось отстоять, а тоталитаризм утверждался во многих государствах Европы.

 

Деятельность ОУН в основном была направлена против польского режи­ма. Под руководством Краевой экзекутивы на западноукраинских землях (КЭЗУЗ) в Восточной Галиции и на Волыни были организованы сотни под­жогов польских усадеб; акции саботажа; бойкотировались государственные школы; были совершены десятки нападений на польские государственные учреждения с целью захвата; убито более 60 человек (польские высокопос­тавленные чиновники Т. Голувко и Б. Лирацкий; чиновник советского кон­сульства А. Майлов (был убит в отместку за голодомор 1932—1933 гг.), ди­ректор Львовской украинской Академической гимназии И. Бабий (за сотруд­ничество с польской полицией). В то же время выходили пропагандистские издания: легальный журнал «Развитие нации», нелегальные «Бюллетень КЭЗУЗ ОУН», «Сурма», «Националист».

 

В ответ на террористические действия ОУН польское правительство нача­ло репрессивную политику «пацификации» (усмирения), направленную в первую очередь против активистов ОУН. Однако под «пацификацию» попа­дали и другие представители украинского национального движения. Так, в 1934 г. был арестован глава КЭЗУЗ С. Бандера и другие руководители ОУН.

 

Они были направлены в концлагерь, где и находились вплоть до начала Второй мировой войны. После убийства в 1938 г. Е. Коновальца в Роттерда­ме в ОУН наметился раскол. Радикально настроенное крыло пошло за С. Бандерой, более умеренные — за А. Мельником. В 1939г. организация раз­делилась на ОУН(б) и ОУН(м).

 

Радикально настроенная молодежь Галиции отрицала легальные пар­ламентские методы борьбы за политические права украинцев. ОУН свиде­тельствовала о существовании раскола в украинском национальном движе­нии. Террористические методы, избранные оуновцами в качестве инстру­мента достижения самостоятельности украинских территорий, приводи­ли к жесткой реакции со стороны польского правительства.

 

На западноукраинских землях в составе Румынии правящий режим про­водил жесткую колониальную политику. Были закрыты украинские шко­лы, преследовались общественные деятели, священники, проводилась румы-низация населения, подавлялись социальные выступления (1924 г., Татар-бунарское восстание).

 

Наиболее известными украиноязычными изданиями были «Родной край» и «Час». Левые политические силы в лице коммунистов выступали за воссо­единение с Советской Украиной.

 

В 1927 г. была создана Украинская Национальная партия (УНП), лиде­ром которой был В. Залозецкий. УНП придерживалась центристских пози­ций и выступала за сотрудничество с существующим режимом. Представите­ли УНП имели места в румынском парламенте.

 

Правые общественно-политические силы были представлены националис­тическими молодежными, студенческими и спортивными организациями: «Общество Мазепа», «Общество М. Зализняк». Лидеры националистических организаций О. Забачинский, П. Григорович, Д. Квитковский проповедовали методы борьбы, сходные с оуновскими (террор, подпольная деятельность).

 

Закарпатская Украина входила в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь, а с 1928 г. — Подкарпатский край. Чехословацкое правительство не проводило такой жесткой антиукраинской политики, как польское и румынское. Оно не предоставило автономии Закарпатью, но дало украинцам возможность политической и культурной самореализации. Либерализм правительства привел к быстрому возникновению и распростране­нию культурных обществ «Просвита» (А. Волошин, М. и Ю. Бращайк), возникло Товарищество русофилов им. Духновича.

 

В Чехословацком парламенте интересы украинцев представляло Украин­ское национальное объединение (УНО).

 

Общественно-политическая жизнь базировалась на идеях русофильства, украинофильства, русинства.

 

Общего­сударственные партии, имевшие представительства в Подкарпатской Руси, были вынуждены считаться с местными политическими особенностями, сло­жившимися со времен господства Венгрии. Одним из наиболее серьезных был вопрос о национальной общности и единстве украинцев. Часть корен­ных украинцев причисляли себя к особой русинской нации, возникшей в результате исторического процесса. Местные обычаи возводились русина­ми в абсолют и напрочь отрицалась какая-либо связь с украинцами в Польше и УССР. Другие считали, что население Закарпатья — это насиль­ственно отделенная и изолированная часть единого русского народа. Под влиянием исторических обстоятельств и господства чуждых наций населе­ние Подкарпатской Руси было денационализировано. Русофилы (москвофилы) ориентировались на объединение всех «русских» территорий под властью России. Созданное москвофилами «Общество им. Духновича» ак­тивно вело просветительскую деятельность, находя поддержку Народно-социалистической, Аграрной и других партий. Но наиболее влиятельным было движение украинофилов. В Закарпатье проживало около 20 тыс. эмигрантов из Надднепрянской Украины. Принесенная ими идея самобытности украинцев, волею судьбы оказавшихся в разных государствах, попала на благодатную почву. Эта идея отобразилась в стремлении к объединению украинских территорий «от Тисы до Кубани и от Припяти до Черного моря» в единое национальное независимое украинское государство. На позициях украинофильства стояла Христианско-народная партия (ХНП) во главе с А. Волошиным и М. и Ю. Бращайками, которая действовала в составе Чехо­словацкой людовой партии.

 

ХНП заняла ведущие позиции в Ассоциации украинских учителей и оказывала существенное влияние на студенчество и учащуюся молодежь. Общество «Просвита», основанное ХНП, вытеснило «Общество им. Духновича».

 

Вывод. Общественно-политическая жизнь на западноукраинских землях отли­чалась разнообразием. Действовали различные политические партии, объедине­ния и блоки от левых до правых,которые выражали различные политиче­ские интересы и использовали легальные и нелегальные методы борьбы. Наибо­лее сложная общественно-политическая ситуация сложилась на украинских землях в составе Румынии. Польское правительство также вело дискримина­ционную по отношению к украинцам национальную политику, но позволило им представлять свои интересы в сейме. Наиболее благоприятная общественно-политическая ситуация для украинцев существовала в Чехословакии. Однако ни одно правительство не предоставило украинцам автономии.

Зеркало сайта:

http://history-of-ukraine.jimdo.com

счетчик посещений