Перестройка и её особенности в Украине

После смерти Л. Брежнева в 1982 г. новое руководство партии - Ю.Андропов, (1982-1984 гг.) и К. Черненко (1984 1985 гг.) - оказалось не в состоянии должным образом отреагировать по требованиям времени.
Общий кризис общества заострялся. Вопрос изменений превратился в вопрос жизни или смерти советской системы. В марте  1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. Горбачев, по инициативе которого в СССР началась перестройка общества.

Перестройка – курс на обновление жизни страны, реформы во всех сферах общественной жизни, модернизацию общества, коренные изменения в экономике, политике, национальных отношениях, общественной жизни.

Цели перестройки:
1.     Сохранить советскую систему посредством совершенствования и обновления.
2.     Устранить её деформации.
3.     Сделать более жизнеспособной.
4.     Раскрыть потенциал социализма, обновить его, установить полное народовластие формированием гражданского общества и правового государства.
5.     Построить общество, которое опирается на эффективную экономику, высокие достижения науки и техники, культуры, демократизацию всех аспектов общественной жизни, создание условий для активной творческой жизни и деятельности людей.

Периодизация перестройки:
© 1985-1988 гг. - период разработки концепции перестройки и осуществления первых экономических реформ. Вызревание политического курса перестройки.
© 1988-1991 гг. - период активных политических превращений под лозунгом построения демократического, гуманного социализма.

Реформа политической системы СССР:
·        Ликвидация монополии КПСС на власть. Переход власти от партийных органов к советам разных уровней.
·        Формирование многопартийной политиче­ской системы.
·        Принятие закона о выборах, предусматривающего демократические принципы.
·        Введение нового поста - президента СССР.


Реформа государственного устройства СССР:
·        Государственное устройство СССР, сформированное на основе Договора об образовании СССР (1922 г.), было признано недемократичным. Предполагалось создать обновленный Союз, подписав новый Союзный договор, по которому советские республики должны получить реальный суверенитет.

Реформа международной политики:
·        Переход от конфронтации с Западом к сотрудничеству.
·        Принятие необходимых мер для прекращения «холодной войны».
·        Проведение международной политики на новых принципах: приоритета общечеловеческих ценностей, отказа от вмешательства во внутренние дела других стран, навязывания «советской» модели социализма (это
означало отказ СССР от влияния в сферах своих интересов).

Результаты политических реформ:
·        Значительно демократизовалась внутриполитическая жизнь, укрепилась политика гласности (относительная свобода слова и информации), создана многопартийная система.
·        Советские республики СССР смогли принять декларации о суверенитете, что открыло им путь к независимости.
·        Рост политической активности населения.
·        Возрождение национального сознания украинского народа.

Экономические реформы.
Суть – постепенный переход к рыночным отношениям в экономике (экономическая самостоятельность предприятий, внедрение механизма конкуренции, развитие всех видов собственности и предпринимательской деятельности, максимальное уменьшение контроля государства над экономикой).
I этап 1985–1986гг. 
·        программа «ускорения» социально-экономического    
       развития (до 2000г. удвоить производственный
       потенциал);
·        «Жилищная программа»  (ликвидировать очереди на
       жильё до 2000г.);
·        «Продовольственная программа»;
·        антиалкогольная компания.

II этап 1987г.    
·        введение хозрасчёта и самофинансирования предприятий;
·        введение новых форм хозяйствования: арендной,
акционерной, кооперативной, малой, совместной;
·        принят закон об индивидуальной трудовой деятельности.

III этап 1990г
·        программа перехода к регулированной рыночной
                    экономике.

Результаты экономических реформ.
Инфляция, разбалансированность экономики, дефицит бюджета возрастал, уменьшался национальный доход, сокращались инвестиции, замораживалось и сворачивалось производство, разрывались экономические связи, резко возрос внутренний и внешний долг государства. Стремительно падал уровень жизни населения. Постепенно увеличивался список дефицитных товаров. Полки магазинов катастрофически пустели, дефицитом оказались соль, спички, конфеты, спиртные изделия, обувь, одежда, электроприборы, что вынудило власти ввести талонную систему.

Бессистемная перестройка вела к развалу народного хозяйства и страны в целом.

Кризис в экономике вызвал необходимость принятия 3 августа 1990г. Верховным Советом УССР закона «Об экономической самостоятельности». Этот закон провозгласил экономическую самостоятельность Украины и определил условия, необходимые для проведения рыночных реформ.

Особенности перестройки в Украине.
1.     Процессы реформирования происходили быстрее, чем в центре и других республиках.
2.     Перестроечным процессам оказывал сопротивление партийно-государственный аппарат во главе с В. Щербицким.
3.     На перестроечные процессы огромное влияние имела катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986г.
4.     Перестройка тормозилась экономической, политической и духовной зависимостью от центра.
5.     Процессы перестройки происходили без кровопролития в отличие от Прибалтики, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана.
6.     Гласность не была полной.






 
 Украина в годы «перестройки»

1) Постепенная либерализация             общественно-политической жизни.
С 1986 г. начали обретать свободу диссиденты, которые длительное время были изолированы от общества. Из тюрем, лагерей и ссылок в Украину возвратилось свыше 300 политзаключенных. Среди них В. Чорновил, М. Горынь, позже - Л. Лукьяненко. Из Уголовного кодекса УССР были изъяты статьи, по которым судили людей за их идейные убеждения или даже за критическое слово в адрес партийно-государственной власти.
Новым явлением общественной жизни в условиях перестройки стала провозглашенная сверху «гласность», постепенно переросшая в свободу слова, собраний, организаций. Власти были вынуждены отменить цензуру в средствах массовой информации. Этого требовали демократические силы. В республике появилось немало неподцензурных изданий, газет, журналов. Прекратилось «глушение» зарубежных радиостанций. Благодаря «гласности» люди стали получать непредвзятую информацию и делать собственные выводы о событиях общественно-политической жизни; в обществе назревало размежевание политических сил.

2)      Требования политической реабилитации
В Украине со второй половины 1988 г. началась реабилитация необоснованно осужденных в 30-40-е и в начале 50-х гг. Для координации этой работы была создана специальная республиканская комиссия. Уже в начале августа 1989г. было реабилитировано свыше 59 тыс. человек, которые несправедливо подверглись репрессиям тоталитарного режима.
Однако работа в этом направлении проводилась непоследовательно. Оставались нерассмотренными в судебном порядке дела еще 370 тыс. человек. Властные структуры не реагировали на требования общественности реабилитировать людей, которые преследовались властями и были осуждены в 60-80-х гг.

3)      Изменения в партийном и государственном аппарате
В 1988г. в центральном руководстве появилась идея активизировать народное представительство и использовать его в укреплении существующей власти. Замысел заключался в постепенной передаче власти от партийного аппарата в государственные органы. Было решено совместить должности секретарей партийных комитетов и председателей Советов (областей, городов, районов).
Было объявлено о выборах на Съезд народных депутатов СССР и предложен новый избирательный закон. Впервые за советское время этот закон содержал элементы альтернативности, предусматривая выборы депутатов из нескольких кандидатов. Но вместе с тем, этот закон отдавал треть мандатов представителям партийной номенклатуры, а также общественных организаций, которые находились под полным влиянием КПСС. Вследствие этого значительная часть депутатов так и не избиралась путем голосования, а фактически назначалась партийным аппаратом.

4)      Первые свободные выборы в советское время
В марте - мае 1989 г. состоялись выборы на Съезд народных депутатов СССР. Это были первые свободные выборы в советское время. В состав депутатов вместе с коммунистической номенклатурой были избраны представители демократических сил.
В мае того же года начал свою работу Первый Съезд народных депутатов СССР. Депутатский корпус Украины с учетом представителей общественных организаций состоял из 321 чел., из них около 50 были сторонниками демократических реформ. Избиратели частично использовали существующие возможности, чтобы выразить недоверие кандидатам консервативного партаппарата. Так, на выборах тогда проиграли первые секретари четырех обкомов Компартии Украины: Ворошиловградского, Закарпатского, Львовского, Черниговского, а также первый секретарь Киевского горкома партии и другие партработники более низкого ранга.

5)      Активное участие рабочих в политической борьбе
Летом 1989 г. на арену политической борьбы вышло рабочее движение. В условиях социальной напряженности особенно активно заявили о себе шахтеры. Их забастовка - первая открытая за многие десятилетия - охватила самые важные угледобывающие регионы Союза: Воркуту и Кузбасс, в Украине - Донбасс и Львовско-Волынский угольный бассейн.
Забастовка шахтеров показала, что рабочее движение политизируется. Рабочие перестали доверять профсоюзным лидерам, представлявшим официальную партийную номенклатуру.

Активизация борьбы Украины за суверенитет и независимость
Первые шаги демократизации политической системы не внесли существенных изменений в правовое положение союзных республик.
Поэтому в конце 80-х годов требования демократических сил обеспечить реальную самостоятельность республик активизировались. В ноябре 1988г. государственный суверенитет провозгласила Эстония. О государственном суверенитете также заявили Литва, Латвия, Азербайджан, Молдова. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России.
16 июля 1990г. Декларацию о государственном суверенитете республики принял Верховный Совет Украины. Провозглашение суверенитета союзными республиками получило название «парад суверенитетов».


Крах попыток реформирования общественно-политической и социально-экономической систем
«Перестройка» не достигла поставленных целей. Она не вывела  страну из экономического и политического кризиса, не обеспечила развития общества. Наоборот, она показала, что существующая система не поддается глубокому реформированию. Причинами этого были унитарный характер централизованного государства, существование общесоюзного хозяйственного комплекса, сохранение административно-командных методов управления.
Кроме этого, начальный период «перестройки» был временем утраченных возможностей, поскольку в условиях существования сильной партийной и государственной власти можно было провести радикальные реформы. Однако отсутствие широкой и четкой программы «перестройки», слабость реформационного ядра в правящей партии не дали возможности осуществить коренные преобразования.
«Перестройка» не достигла намеченных целей и потому, что ее инициаторы пытались решить задачи, которые исключали друг друга, а именно: соединить самостоятельность предприятий с централизованным планированием, политический плюрализм с монопольным руководством КПСС, суверенитет республик с сохранением единого союзного государства.
Жизнь требовала реальных шагов в решении назревших задач. Перестроечные процессы активизировали демократические силы в Украине, которые начали выступать за реальный суверенитет республики.
Крах государственного переворота в августе 1991 г., который был предпринят консервативным руководством СССР с целью сохранения союзного государства в его прежнем виде, сохранения уже не выдерживающих испытаний временем политической и социально-экономических систем, значительно ускорил распад СССР и открыл путь Украине и другим союзным республикам к реальному суверенитету и независимости.

Зеркало сайта:

http://history-of-ukraine.jimdo.com

счетчик посещений