Тема: Украина в условиях независимости

 

Социально-экономическое развитие независимой Украины

 

Утверждение реальной политической независимости невозможно без образования стабильной высокоэффективной национальной экономики.

На экономику Украины разрушительное влияние имел общий экономический кризис, который охватил СССР, распад общесоюзного экономического комплекса.

В момент провозглашения независимости экономика Украины оказалась немощной и деформированной: 95% предприятий подчинялись Москве, почти 80% всего производства не имело завершенного технологического цикла, лишь 28% предприятий выпускали товары народного потребления, экстенсивный путь развития, научно-техническая и технологическая отсталость (срочной замены требовали 40% машин и оборудования), низкая конкурентоспособность и так далее.

Кризис охватил промышленность и сельское хозяйство. Верховная Рада за 1990 – 1994 гг. сменила четыре правительства, рассмотрела семь программ выхода из кризиса. Но ни одна из них реально не была воплощена в жизнь.

Основные причины этого заключались в нерешительности и половинчатости программ, в затягивании формирования твердой исполнительной власти, блокировании решений правительства консервативным большинством Верховной Рады, непродуманности программ социальной защиты людей, что делало реформы непопулярными.

То, что случилось с экономикой Украины в первые годы независимости, не имеет исторических аналогов: с 1990 по 1994 год валовой национальный продукт сократился на 44%, объем промышленной продукции - на 41%, национальный доход - на 54%.

В годы "великой депрессии" в США спад производства не превышал 25%. В бывшем СССР во время Великой Отечественной войны наименьшая отметка падения  промышленного производства составил 30%.

По данным Мирового банка во второй половине в 1993 г. уровень инфляции в Украине был наивысшим в мире и превышал показатели мировых войн.

Состоялось неслыханное для мирного времени падение уровня жизни основной массы населения (около 64% его очутилось за чертой бедности).

Эта ситуация требовала решительных мер, которые бы органично сочетали неотложные антикризисные действия с реализацией новой социально-экономической стратегии. Они были изложены в Послании Президента Украины Л. Кучмы в Верховную Раду "Путём радикальных экономических реформ" в октябре в 1994 г. и получили ее одобрение.

 

Основными направлениями и приоритетными заданиями были:

-  финансовая стабилизация;

- регулированная и контролированная государством поэтапная либерализация цен (отмена жёстких правил формирования цен, разрешение на формирование свободных цен, диктуемых рынком);

-  структурная перестройка производства с целью создания рыночной экономики;

-  децентрализация управления экономикой;

-  либерализация сферы внешнеэкономических связей.

 

Методами достижения этих задач стали:

—  разгосударствление и приватизация предприятий и земли;

—  внешние и внутренние кредиты;

—  иностранные инвестиции.

 

Изменения в экономической ситуации во второй половине 1990-х гг. происходят не только за счет иностранных кредитов, но и задержек в выплате заработной платы и регулирования валютного рынка, в результате чего удалось стабилизировать курс купоно-карбованца и в 1996г. ввести национальную валюту — гривну. Правительство надеялось, что стабильная валюта привлечет иностранные инвестиции и увеличит внутренний спрос. Однако этого не произошло, западные инвесторы не спешили вкладывать деньги в развитие промышленности конкурентов, а потребительский спрос не мог подняться, так как стабильность гривны удерживалась за счет невыплаты заработной платы. Темпы спада производства лишь замедлились. В 1998г. экономический кризис Азии и России отразился и на Украине: явно завышенный курс гривны снизился, что удешевило украинский экспорт и сделало выгодным вывоз продукции за пределы страны. В 1998 г. поменялись собствен­ники на многих предприятиях, новые владельцы начали восстановление производства. Невероятно дешевая высококвалифицированная рабочая сила и мощная промышленная база сделали выгодными вложе­ния в украинскую экономику. Эти изменения привели к экономичес­кой стабилизации в 1999—2000 гг. и экономическому росту 200—2003 гг.  К началу XXI в. в Украине была в целом создана рыночная, то есть капиталистическая экономика.                              

В 2004 г. рост внутреннего валового продукта достиг 12 % (самый высокий уровень за годы независимости). Достичь положительных результатов в экономи­ческом развитии удалось благодаря решению ряда экономических задач:

—была восстановлена часть экономических связей со странами СНГ;

—некоторые виды украинской продукции экспортируются в развитые страны;     

—многие предприятия перешли в частную собственность и наладили выпуск необходимой продукции;

—стабилизирована финансовая система государства;

—проведена земельная реформа (земельные паи получили 6 млн. собственников).

 

Однако примышленный рост в Украине имеет и свои особенности, ко­торые оказывают влияние на дальнейшее экономическое развитие страны. Рост производства был вызван, в первую очередь, восстановлением металлургической промышленности, работающей на экспорт. Но в этой отрасли очень медленно происходит смена технологий. Большинство предприятий  остаётся на уровне 1960— 1970-х гг., то есть предприятия потребляют много энергии (в три раза больше, чем в Польше, в пять раз больше, чем в Германии) и сырья.  Кро­ме того, экспортируя металл, а не машины, Украина вынуждена ввозить механизмы, что ставит ее в зависимость от импорта. Машиностроение Украине еще не преодолело кризис. Остается очень низким уровень по­купательной способности населения, что тормозит развитие многих от­раслей производства. Существуют проблемы и в сельском хозяйстве, о чем свидетельствовал рост цен на зерно и овощи в 2010 – 2011 гг. Следовательно, перед Украиной стоит выбор: или остаться страной, которая вывозит продук­цию первичной обработки и завозит товары народного потребления, или, подняв уровень жизни населения, увеличить производство готовой про­дукции, став экспортером высокотехнологичных изделий. Первый путь ведет к превращению Украины в страну третьего мира, основным досто­инством которой являются дешевая рабочая сила и экологически вред­ное производство, поэтому предпочтительным представляется второй путь развития, который предполагает дальнейшее проведение реформ и пре­образований.

Социальная структура общества в Украине тесно связана с экономи­ческим развитием страны. За годы независимости значительно увели­чится разрыв между богатыми и бедными. При этом треть населения живёт за чертой бедности. Государство, формально сохраняя за собой обязательства заботиться о беднейших слоях населения, не в состоянии полностью обеспечить всех нуждающихся. Не сформировался средний класс собственников, который считают основой экономической и поли­тической стабильности государства. Подобная социальная структура ха­рактерна для стран третьего мира. Следовательно, необходимы усилия государства для улучшения ситуации в социальной сфере, что изменит к лучшему и положение в экономике.

Главные задачи на современном этапе,

-       Обеспечить дальнейший рост экономики.

-       Структурная перестройка экономики, переориентация на производ­ство высокотехнологичной продукции.

-       Модернизация производства, позволяющая снизить ресурсопотреб­ление. Внедрение инновационных и инвестиционных проектов, направлен­ных на производство конкурентноспособной продукции с использовани­ем энерго- и ресурсосберегающих технологий.

-       Способствовать росту жизненного уровня населения, созданию условий для повышения покупательной способности населения.

-       Способствовать решению проблемы занятости населения, в особен­ности в депрессивных регионах.

-       Создать условия для легализации теневого капитала.

-       Усовершенствовать налоговую политику для всех категорий граж­дан и субъектов хозяйственной деятельности.

-       Завершить земельную реформу и реформировать аграрный сектор экономики (укрепление фермерских хозяйств, создание крупных сельскохозяйственных комплексов).

-       Решить проблему финансирования образования, науки и системы здравоохранения. Завершить образовательную реформу.

-       Бороться с преступностью и коррупцией.

-       Укрепление позиций на внешних рынках: создание зоны свободной торговли с ЕС, сотрудничество с Россией, Белоруссией и Казахстаном, объединённых в ЕЭП.




 

 

Процессы государственного строительства в Украине. Конституция Украины 1996 года.

 

Главной задачей суверенной Украины с первых дней ее существования стало осуществление государственного строительства.

Декларация о государственном суверенитете Украины (16 июля 1990г.), Акт провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 г.), итоги Всеукраинского референдума (1 декабря 1991 г.), Конституция Украины, принятая 28 июня 1996г., законодательство Украины, указы Президента Украины стали правовой основой для строительства независимого и суверенного Украинского государства.

 

Главные шаги государственного строительства в первые годы независимости.

·        Законом от 17 сентября в 1991 г. название "Украинское Советская Социалистическая Республика " была заменена на исконное название государства - "Украина ".

·        Законом от 8 октября в 1991 г. "О гражданстве Украины" определён правовой статус ее населения. Гражданство Украины предоставлялось всем, кто проживал на ее территории, не был гражданином другой державы и не отрицал этого.

·        В ноябре в 1991 г. принят закон "О Государственной границе Украины", которой устанавливались границы, порядок их охраны и пересечения.

·        Сразу же после провозглашения независимости началось создание законодательной базы межнациональных отношений. В принятой Верховным Советом 1 ноября  1991 г. "Декларации прав национальностей Украины" подчёркивается, что Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, которые проживают на ее территории, равные економические, политические, социальные и культурные права.

Следующим важным документом стал закон "О национальных меньшинствах в Украине". Он зафиксировал право каждого народа на культурно-национальную автономию, то есть на развитие своей национальной культуры, возрождения историко-культурных традиций, использования национальной символики, исповедование своей религии, создание национальных культурных и учебных заведений, удовлетворение потребностей в литературе, искусстве, средствах массовой информации.

·        Строительство собственных Вооруженных сил на основе закона "О вооруженных силах Украины" от 6 декабря в 1991 г. и принятой 19 октября в 1993 г. военной доктрины Украины. Военная доктрина базируется на безъядерном и внеблоковом статусе Украины, принципе разумной достаточности и отказе от признания любой страны потенциальным противником. Это и определяет пути дальнейшего военного строительства в Украине.

·        Создания правоохранительного органа - Службы безопасности Украины (СБУ), компетенция которого заключается в защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной  целостности, научно-технического и оборонного потенциала Украины, в борьбе  с организованной преступностью в сфере управления и экономики.

·        В январе-феврале в 1992 г. Верховная Рада утвердила государственную символику Украины: Государственный герб (тризуб), Государственный флаг (сине-желтый), Государственный гимн (музыка М. Вербицкого к национальному гимну "Еще не умерла Украина").

·        Практически с нуля создано такие институты, как Национальный банк Украины, посольства и консульства, экспортно-импортные организации, Украинская фондовая биржа.

·        Чрезвычайно сложным и длительным выявился процесс формирования трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

 

Формирование органов власти в независимой Украине.

 

Законодательная власть. В соответствии со Статьей 75 Конституции Украины единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. В состав парламента входят 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года (Статья-76). Народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Верховная Рада работает сессионно; сессии проводятся в форме пленарных заседаний. Полномочия парламента определены Статьей 85 Конституции Украины.

Парламентские выборы состоялись в 1994, 1998, 2002, 2006, 2007гг. В настоящее время функционирует Верховная Рада Украины VI созыва, избранная на внеочередных парламентских выборах 30 сентября 2007г. Председателем Верховной Рады избран  В. Литвин.

 

Институт президентства. В системе властных отношений Украины Президент как глава государства занимает особое место. Характерным является соотношение этого института с демократическим принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно действующему законодательству Президент Украины напрямую не связан ни с одной из них, но одновременно играет важную роль в их функционировании. В новейшей истории Украины должность Президента впервые появилась в 1991 г., когда Верховная Рада Украины одобрила Постановление «О выборах Президента Украинской ССР» (25 июня 1991 г.).

По Конституции Украины президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека.

Конституционные принципы порядка избрания Президента Украины установлены Статьей 103 Конституции. Президент избирается гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет. Один и тот же человек не может быть избран президентом больше, чем два срока подряд.

Со времени провозглашения независимости граждане Украины пять раз избирали Президента своего государства.

Первым Президентом независимой Украины 1 декабря 1991 г. был избран Л. Кравчук. На вторых выборах Президента Украины 26 июня 1994 г. победу одержал Л.Кучма. На выборах в 1999г. победил действующий Президент Украины Л. Кучма. 26 декабря 1994г. Президентом Украины был избран В. Ющенко. 7 февраля 2010г. президентом Украины был избран В. Янукович.

При Президенте Украины функционирует Совет национальной безопасности и обороны Украины, который координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

 

Высший орган исполнительной власти. Высшим органом в системе органов исполнительной власти согласно Конституции Украины (Статья 113) является Кабинет Министров (правительство Украины). В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры. Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины по согласию больше, чем половины конституционного состава Верховной Рады Украины (226 народных депутатов). Персональный состав Кабинета Министров назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра. Полномочия Кабинета Министров определены Статьей 116 Конституции Украины.

Со времени принятия «Декларации о государственном суверенитете Украины» (16 июля 1990г.) и до конца 2010г. состав руководства Кабинета Министров менялся 16 раз.

 

Судебная система. За годы независимости в Украине сформирована новая судебная система.

Общую структуру судебной системы определяет Статья 124 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

Высшие судебные органы в Украине:

    - Конституционный Суд Украины;

    - Верховный Суд Украины;

    - Высший арбитражный суд Украины.

 

Конституционный    Суд    Украины    -    единственный    орган конституционной юрисдикции в Украине, задачей которого является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции (в настоящее время в судовой системе общих судов) является Верховный Суд Украины.

Арбитражные (хозяйственные) суды решают все хозяйственные споры, которые возникают между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также рассматривают дела о банкротстве. Высшей инстанцией в системе арбитражных судов является Высший арбитражный суд Украины.

Конституция Украины 1996 года.

 

Необходимость принятия Конституции Украины. Наличие Конституции - один из основных признаков суверенности государства. Необходимо сразу подчеркнуть, что процессы государственного строительства чрезвычайно усложнялись длительным отсутствием новой Конституции. Именно она должна была определить принципы формирования и осуществления государственной власти, основы общественного и государственного строя, формы правления, создавать правовую базу для разработки и принятия новых законов и нормативных актов. Действующей же оставалась Конституция УССР 1978 года, в которую было внесено более 200 дополнений. Законы, которые принимались, часто вступали в про­тиворечия с существующей Конституцией, а это подрывало принципы законности, отрицательно влияло на стабильность в государстве.

 

Процесс подготовки проекта Основного Закона начался после провозглашения государ­ственного суверенитета Украины.

17 октября 1990 г. Верховный Совет под давлением рабочих коллективов, голодающих студентов, требований оппозиционных сил принял решение привести действующую Консти­туцию в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете Украины. В июне 1991 г. парламент принял концепцию будущей Кон­ституции, создал Конституционную комиссию.

Одновременно с проектом Конституции, разработанным Конституционной комиссией, начали предлагать свои проекты политические партии, отдельные учёные. В течение 1990-1996 гг. было предложено 15 проектов Конститу­ции Украины.

В обществе не было единства относительно механизма принятия Конституции (кон­ституционной ассамблеей или Верховным Советом).

Дискуссии возникли также вокруг форм государственного правления в Украине (президентская, парламентская, парламентско-президентская республика).

Сложными оказались вопросы конституционного определения форм собственности, принципов построения парламента, организа­ции избирательной системы, вопросы государственного языка и сим­волики и др.

   28 июня 1996г. была принята Конституция Украины.

 

 Основные принципы Конституции Украины:

üсуверенитет;

üнезависимость;

üдемократизм;

üсоциальное государство;

üправовое государство;

üприоритет общечеловеческих ценностей;

üразделение власти.

 

Конституция Украины закрепила принципы организации государственной власти. В соответствии со Статьей 5 Украина является республикой.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Наивысшей социальной ценностью по Конституции является человек; Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан Украины. Конституция включает 161 статью и 14 разделов (раздел 15 содержит «Переходные положения»).

День 28 июня был объявлен национальным праздником Украины – Днём Конституции.

 

Политическая жизнь 1993-2012 г. Парламентские выборы 2012 г.


Условия для оживления политической жизни в Украине сложились еще в последние годы существования СССР, когда в результате выборов в Верховную Раду УССР сформировалась национально-демократическая оппозиция. После провозглашения независимости в Украине завершился процесс формирования многопартийной системы. Несмотря на многообразие политических партий, влияние на политическую жизнь в Украине оказывали две силы: национально-демократические и центристские, группировавшиеся вокруг Президента Украины Л. Кравчука, и левые партии (КПУ, СПУ), сохранявшие влияние в Верховной Раде. Обострение социально-экономической ситуации в стране в 1993 г. и усиливавшееся противостояние между Президентом и Верховной Радой привели к досрочным выборам Президента и парламента. На выборах 27 марта 1994 г. Верховной Рады Украины победу одержали представители левых партий, спикером парламента был избран социалист, А.Мороз. Президентские выборы 1994г. выиграл Л.Кучма, которого поддержали жители южных и восточных областей Украины. Несмотря на сходство политических лозунгов, с которыми шли на выборы левые партии и Л. Кучма, новый Президент вскоре отказался от предвыборных обещаний и противостояние Президент — Верховная Рада возобновилось. В период 1994-1998 гг. политическую жизнь в Украине продолжала определять борьба между левыми партиями и президентскими центристскими силами. На активизацию политической жизни значительно повлияли парламентские выборы. 1998г., которые проводились по пропорционально-мажоритарной системе. В очередной раз победу на выборах одержали представители левых политических сил (КПУ, СПУ, СелПУ, ПСПУ) и сформировать в Верховной Раде пропрезидентское большинство не удалось, спикером парламента был избран представитель левых сил — А. Ткаченко. В 1999 г. состоялись выборы Президента Украины, на которых во второй тур прошли Л. Кучма и лидер коммунистов П. Симоненко. Центристские и правые партии поддержали кандидатуру Л.Кучмы, который и одержал победу. Выборы проходили с беспрецедентным использованием властью административного ресурса и давлением на избирателей. В начале 2000 г. Л. Кучме удалось сформировать в парламенте пропрезидентское большинство из представителей национал-демократических, центристских сил. Однако эти изменения не снизили остроты в политической борьбе, на которую все большее влияние оказывали лидеры финансово-промышленных групп (олигархи). В 2001 г. произошел окончательный раскол в правящей элите страны, вызванный как идеологическими противоречиями, так и бизнес-интересами различных финансово-промышленных групп. В оппозицию к Президенту ушли представители национально-демократических сил, часть центристских сил. «Кассетный скандал», связанный с исчезновением журналиста Г. Гонгадзе, привел к массовым акциям протеста в Киеве. Выборы Верховной Рады 2002 г. проходили в новой политической ситуации: борьбу вели три политические силы: правые, центристы и левые. Впервые победу одержал правоцентристский блок «Наша Украина» во главе с бывшим премьер-министром В. Ющенко, коммунисты заняли второе место, центристские пропрезидентские силы — третье. Однако в Верховном Совете вновь было сформировано пропрезидентское большинство, без участия представителей правой и левой оппозиции. Период 2002—2004 гг. характеризовался усилением политической борьбы, активизацией массовых акций протеста, проводимых оппозицией, и ростом административного давления, осуществляемого властью. Пиком активности политической жизни в Украине стали президентские выборы 2004 г. В избирательной кампании, отличавшейся массовым использованием «черных» предвыборных технологий, приняли участие 26 кандидатов. Победу в первом туре одержал В. Ющенко, получивший 39,9 % голосов избирателей. На сотые доли процента отстал от победителя премьер-министр Украины В. Янукович (39,26 %). Во втором туре выборов В. Янукович набрал 49,46%, а В. Ющенко —- 46,61 % голосов. 24 ноября 2004г. ЦИК объявила победителем второго тура выборов В. Януковича, однако В. Ющенко обвинил своего соперника и ЦИК в массовых фальсификациях результатов голосования и отказался признать итоги второго тура. В Киеве, западных и центральных областях Украины начались массовые акции протеста и гражданского неповиновения сторонников В. Ющенко. 3 декабря 2004 г. Верховный Суд частично удовлетворил жалобу доверенного лица В. Ющенко на действия ЦИК. Результаты второго тура президентских выборов были признаны недействительными и на 26 декабря 2004 г. назначено повторное голосование. При повторном голосовании победу одержал В. Ющенко, получивший 51,99 % голосов, В. Янукович заручился поддержкой 44,20 % избирателей. На этот раз В. Янукович обвинил своего соперника и ЦИК в массовых фальсификациях результатов голосования и его представители обратились с жалобой в Верховный Суд Украины на действия ЦИК. Начались акции протеста сторонников В. Януковича на юге и востоке Украины. 20 января 2005 г. Верховный Суд Украины отклонил жалобу доверенного лица В. Януковича и в прессе была опубликована официальная информация о победе на президентских выборах В. Ющенко. Инаугурация нового Президента Украины состоялась 23 января 2005 г. Многие центристские силы и партии левого направления (КЦУ» ПСПУ) заявили о переходе в оппозицию к новой власти и начали  подготовку к парламентским выборам 2006 г. В сентябре 2005 г. правительство Украины во главе с Ю. Тимошенко было отправлено в отставку. Премьер-министром Украины был назначен Ю. Ехануров. В результате очередных парламентских выборов 26 марта 2006 г. 3%-й барьер преодолели только пять политических сил: Партия регионов (32,12 %), Блок Юлии Тимошенко (22,27 %), Блок «Наша Украина» (13,94 %), Социалистическая партия Украины (5,67 %), Коммунистическая партия Украины (3,66 %). Премьер-министром Украины стал В. Янукович. 30 сентября 2007 года на Украине прошли внеочередные парламентские выборы в Верховную раду Украины по пропорциональной системе в общегосударственном избирательном округе. Проходной барьер для партий и блоков составлял 3% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты: Партия регионов – 34,35%, блок Юлии Тимошенко – 30,71%, блок Наша Украина – Народная самооборона – 14,5%, КПУ – 5,39%, «Блок Литвина» - 3,96%. В новом составе Верховной Рады Украины Блок Юлии Тимошенко и блок Наша Украина – Народная самооборона создали парламентское большинство в составе 227 депутатов. Председателем Верховной Рады Украины был избран А. Яценюк, а Премьер-министром Украины – Ю. Тимошенко. 12 ноября Верховная рада Украины отстранила Арсения Яценюка от председательства на пленарных заседаниях на срок в два дня. После этого был изменён процесс принятия отставки главы парламента — тайное голосование было заменено открытым. Верховная рада немедленно воспользовалась новым способом и приняла отставку Арсения Яценюка 233 голосами «за». 9 декабря 2008 года Председателем Верховной Рады Украины был избран В. Литвин.

Президентские выборы 2010 года. Назначены решением Верховной рады 23 июня 2009 года на 17 января 2010 года. По итогам первого тура наибольшее число голосов получили В. Ф. Янукович и Ю. В. Тимошенко; они и вышли во второй тур, назначенный на 7 февраля 2010 года. По результатам обработки 100 % бюллетеней во втором туре голосования большинство голосов (48,95 %) набрал лидер Партии регионов Виктор Янукович.

14 февраля 2010 Центральная избирательная комиссия Украины официально объявила победу Виктора Януковича на президентских выборах. Инаугурация Президента Украины Виктора Януковича состоялась 25 февраля 2010 года.

Парламентские выборы 2012 года. 

28 октября 2012 года состоялись выборы в Верховную Раду Украины. По новому законодательству они проводились по смешанной системе: 225 депутатов избирались от разных политических сил по партийным спискам, 225 - по мажоритарным округам.

По партийным спискам в парламент избран 225 народных депутатов от политических сил, которые преодолели 5% барьер. Кроме того, ЦИК признала избранными 220 депутатов по мажоритарным округам.

В целом по партийным спискам и одномандатным округам в новый Парламент вошли 445 депутатов. В частности:

- 185 - от Партии регионов,

- 101 - от "Батькивщины",

- 40 - "ударовцев",

- 37 - "свободовцев",

- 32 – коммунисты.

 

По 5 округам ЦИК признала невозможным установить результаты голосования и приняла решение провести там перевыборы.

 

Миссии наблюдателей ОБСЄ, ПАСЕ, и США раскритиковали выборы в Украине. Международные наблюдатели отметили, что подсчет голосов был весьма непрозрачным.

Президент Украины Виктор Янукович признал, что выборы прошли с нарушениями и поручил Генеральному прокурору Украины Виктору Пшонке проанализировать факты нарушений.

 

Новый состав Верховной Рады Украины приступил к работе 12 декабря 2012 года. Были избраны председатель Верховной Рады В. Рыбак и его заместители, сформированы парламентские комитеты, утверждён новый состав Кабинета Министров во главе с Премьер-министром Н. Азаровым. В процессе парламентской деятельности объединения «Батькивщина», «Свобода», партия «Удар» сформировали оппозицию. Партия регионов и Компартия  в ходе голосования составляют парламентское большинство.


Положение в социальной сфере. Жизненный уровень населения. Экологические проблемы.

Изменение     численности и состава населения Украины

 

Экономический кризис конца 80-х — начала 90-х годов отрицательно отразился на уровне жизни населения Украины и его воспроизводстве. В 1993 г. численность населения    Украины достигла наивысшей за всю историю украинского этноса отметки - 52,2 млн. человек и после этого пошла на спад, достигнув в 2000 г. почти 49,5 млн. человек. Это произошло вследствие заметного сокращения рождаемости, общего старения населения и роста смертности, уменьшения въезда из других республик и увеличения тех, кто по разным причинам, в первую очередь экономическим, покидал Украину. В 1991 г. смертность в Украине превысила рождаемость на 40 тыс., а в 1992 г. - на 100 тыс. человек. В дальнейшем улучшения ситуации не произошло. Несмотря на все это, по количеству населения Украина остается одной из самых крупных стран Европы.
     Продолжительность жизни в Украине почти на 10 лет меньше, чем в развитых странах мира. Уровень детской смертности в два раза выше, чем в странах Запада. Высокой остается смертность населения в работоспособном возрасте: каждый третий житель Украины умирает, не дожив до пенсионного возраста. Катастрофически низка рождаемость. Непоправимой бедой стала для генофонда Украины Чернобыльская катастрофа. По выводам специалистов, ее ужасающие последствия могут проявиться при рождении детей даже в пятом-седьмом поколении.
     Особенно сложной остается демографическая ситуация в украинском селе. В течение многих лет его оставляет самая молодая и активная часть населения. Вследствие этого село быстро стареет - около 5 млн. крестьян, то есть практически каждый третий житель села, - нетрудоспособного возраста. Ежегодно в каждом пятом селе Украины не рождается ни одного ребенка.
     Вместе с тем середины 90-х годов наблюдается процесс возвращения в село жителей городов. Это связано с отсутствием во многих городах, особенно небольших, работы, а значит, и возможности содержать семью.



    Уровень жизни населения

 

Экономический кризис, неудачные попытки оздоровления хозяйственной жизни, переход к первичным рыночным отношениям отрицательно сказались на материальном положении основных слоев населения.
     Хозяйственный кризис вызвал деструктивные процессы в рабочей среде. Численность рабочих постоянно сокращалась. Все большее количество предприятий не работали вообще или работали неполную рабочую неделю. Общее число занятых уменьшилось более чем на 25%. Новым явлением стала безработица, увеличивающаяся с каждым днем. При этом наряду с явной распространилась и так называемая скрытая безработица, суть которой состояла в том, что рабочие, считаясь формально трудоустроенными, в течение длительного времени не работали вообще либо были заняты 1-2 дня в неделю. Проблема занятости, отсутствия новых рабочих мест стала одной из наиболее острых в Украине.

Аналогичные процессы происходили и на селе. Кризис колхозно-совхозной системы, медленное введение новых форм собственности привели к распространению на селе деструктивных социальных процессов. Одновременно активно шло формирование новой группы сельских предпринимателей — фермеров.
     Кризисные явления охватили интеллигенцию. Низкий уровень заработной платы, падение престижности многих профессий умственного труда негативно сказались на ее составе. Часть специалистов вынуждена была заняться нетрадиционной для себя коммерческой деятельностью. Происходила массовая деквалификация кадров, наблюдался отток способной молодежи из науки и производства в коммерческие структуры, многие ученые выехали на работу за границу.
     В особенно сложном положении оказались наименее социально защищенные категории населения - дети, молодежь, пенсионеры.

В течение более чем 70-летнего существования советской власти уровень жизни населения как во всем СССР, так и в Украине был низким. Во второй половине 80-х годов СССР по уровню потребления занимал 77-е место в мире. В первой половине 90-х годов независимая Украина занимала уже 83-е место в этом списке.
Миллионы людей оказались за чертой бедности. Были полностью «съедены» инфляцией те скромные сбережения, которые граждане сумели накопить на вкладах в сберегательных кассах. Население справедливо расценило происшедшее как открытый грабеж. Ведь именно эти средства, пущенные в оборот, дали возможность «новым украинцам» накопить первоначальный капитал.
     Сокращение доходов населения привело к существенному падению уровня жизни. Показатель доли заработной платы в произведенном национальном доходе заметно снизился. Это означало, что рабочий все меньше времени работал на собственную зарплату, и все больше - на государство и новых собственников предприятий. В условиях роста безработицы рабочие не могли реально противостоять этому процессу.
     Быстро снижалась покупательная способность населения. Даже размер средней заработной платы был недостаточен для того, чтобы обеспечить прожиточный минимум. Более 70% заработанных средств расходовалось на приобретение продовольствия. В то же время аналогичные расходы в развитых странах не превышают 18-20% доходов населения.
В результате падения уровня жизни для подавляющего большинства населения стали недоступными товары долговременного пользования.
      Болезненно ударил по доходам граждан Украины финансовый кризис 1998 г. Под действием кризиса заработная плата граждан Украины в долларовом эквиваленте, в условиях, когда потребительский рынок в значительной степени формировался по мировым ценам, уменьшилась более чем вдвое. По разным подсчетам, за чертой бедности в Украине в конце 90-х годов находилось от 50 до 80% населения.
      Такая ситуация требовала принятия радикальных мер. Признавая это, правительство определило в качестве своих стратегических целей развитие человеческого потенциала, снижение уровня бедности и умножение богатства нации. Первоочередное внимание к проблемам социальной сферы уже в 2000 г. принесло положительные результаты. Реальные доходы населения, по оценке Кабинета Министров Украины, возросли на 6%, существенно сократилась задолженность по пенсиям. Все это дает надежду, что в условиях экономической стабилизации постепенно удастся преодолеть обнищание основной массы украинского общества.

     Социальная дифференциация общества

 

Естественным следствием введения рыночных отношений, процесса «первоначального накопления капитала» является социальная дифференциация, то есть расслоение общества, его разделение на зажиточных, средне обеспеченных и бедных. Дифференциация — это неизбежная цена, которую общество платит за социально-экономический прогресс. Но общество заинтересованно в том, чтобы расслоение произошло цивилизованными методами и в процессе его образовался мощный «средний класс», а между социальными полюсами не возникало глубоких противоречий.
     В Украине события, однако, развиваются по другому сценарию. Вследствие непродуманных форм введения рыночной экономики произошло стремительное, «взрывное» расслоение общества. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в западных странах в течение поколений и даже столетий, у нас произошел за несколько лет. Бедными в Украине часто становятся не по своей вине, а источником богатства далеко не всегда является честный труд, предприимчивость или экономность, а ловкая экономическая деятельность в условиях несовершенного законодательства, а нередко и спекуляции, кражи, манипуляции государственной собственностью, денежными средствами, ресурсами и рабочей силой.
В этой ситуации значительное количество людей вынуждены были сменить профессию для того, чтобы выжить. Следствием этого становились апатия, недовольство, потеря социальных, моральных и идеологических ориентиров. «Без вины виноватыми» оказываются миллионы пенсионеров, безработных, беженцев, других незащищенных групп населения. Они составляют основную среду поддержки оппозиционных сил.
     Однако наряду с широко распространившейся социальной неустроенностью происходит формирование «среднего класса», который во всех развитых странах мира является залогом политической и социальной стабильности. Его основу на нынешнем этапе составляет новая социальная группа — индивидуальные и мелкие предприниматели. Дальнейшее увеличение численности «среднего класса» станет основой формирования в Украине гражданского общества и стабилизации экономических отношений.

Состояние    окружающей среды

 

Одной из самых болезненных и острых проблем молодого украинского государства остается загрязнение окружающей среды.
     Значительная часть территории Украины является зоной экологического бедствия. Кроме многочисленных проблем, вызванных Чернобыльской катастрофой, Украине приходится считаться с катастрофическим загрязнением региона Нижнего Поднепровья, Донбасса, основной водной артерии страны - Днепра, «умирающим» Азовским морем, отравленными пестицидами сельскохозяйственными угодьями, деградацией украинских почв.

Достижение независимости мало что изменило в деле охраны окружающей среды. В условиях углубляющегося экономического кризиса угроза техногенных и экологических катастроф увеличилась.

Ежегодно в атмосферу Украины предприятия различных отраслей промышленности - выбрасывают 17 млн. т вредных веществ. В 21 городе, где проживает 22% населения, загрязненность воздуха в 15 раз превышает предельно допустимые концентрации. Особенно обострилась ситуация в Донецко-Приднепровском экономическом районе.

Острой остается проблема загрязнения Днепра. Коллективы ученых, писатели неоднократно обращались в правительство, Верховную Раду с требованиями принять неотложные меры для оздоровления экологической ситуации и обеспечения населения качественной питьевой водой. Однако, как и ранее, ежегодно в 4 искусственных водохранилища Днепра попадает 8 млн. т загрязняющих веществ. В результате почти пятая часть населения Украины снабжается водой, качество которой не соответствует санитарным нормам.

Самым большим природным богатством Украины являются ее черноземы. Из-за отсутствия резерва свободных земельных площадей земли сельскохозяйственного назначения продолжают использовать под строительство. По этой причине общие потери сельскохозяйственных угодий за последние 30 лет превысили 2 млн. га. Если в начале века украинские черноземы содержали 18% гумуса (плодородного компонента почвы), то в настоящее время - почти в 5 раз меньше. Площадь подверженных окислению почв увеличилась на 30%, засоленных и солончаковых - на 25%.
     Десятки тысяч людей получили большие дозы облучения радиацией, ликвидируя последствия Чернобыльской катастрофы. С Чернобылем в той или иной степени связаны сотни тысяч заболеваний. Ни одно государство мира не испытывало аналогичных по масштабу и последствиям экологических бедствий.
     Социальные потрясения, глубокий экономический кризис, загрязнение среды обитания представляют серьезную угрозу для украинского народа и требуют первоочередного решения.

 

Внешняя политика Независимой Украины.

 

Республика Украина - субъект международного права, который строит свои отношения с другими государствами, руководствуясь международно-правовыми нормами и принципами.

Концепция внешней политики Украины изложена в Декларации о государственном суверенитете (июль 1990 г.) и Акте провозглашения независимости Украины (август 1991 г.), в которых декларируется и закрепляется создание независимого государства - Республики Украина - субъекта международного права, который строит свои отношения с другими государствами, руководствуясь международно-правовыми нормами и принципами. Еще с 1949 года Украина является самостоятельным членом ООН.

Базовым документом внешней политики являются Основные направления внешней политики (июль 1993 г.), которыми определены внешнеполитические интересы Украины, задачи и основы внешнеполитической деятельности государства.
     

Украина придерживается следующих принципов внешней политики:

1.     невмешательство во внутренние дела других государств, взаимовыгодное, равноправное сотрудничество с ними;

2.     отказ от участия в военных блоках;

3.     участие в процессе ядерного разоружения (летом 1996 года Украина стала безъядерным государством);

4.     признание приоритета международного права;

5.     признание существующих в мире границ.

 

Украина является членом 47 международных организаций. Наше государство является членом или берёт участие в работе более 100 постоянных или временных органов, образованных в рамках этих организаций.
      Одним из ведущих направлений внешней политики Украины является участие в общеевропейском процессе и, в частности, в процессе европейской интеграции.
      С 1992г. Украина стала постоянным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и подписала ключевой документ СБСЕ — Хельсинский Заключительный Акт. Это стало свидетельством признания равноправия Украины в создании демократических межгосударственных отношений и безопасности в Европе. С 1 января 1995 г. СБСЕ стало постоянно действующей организацией — ОБСЕ, важным элементом общеевропейского дома. В начале декабря 1994 г. на встрече глав государств и правительств СБСЕ (ОБСЕ) в Будапеште лидеры четырех государств — Украины, США, Великобритании и России — подписали Меморандум о гарантиях безопасности Украины. В нем три ядерных государства подтвердили свои обязательства уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность нашего государства, воздерживаться от угрозы или использования силы против Украины.
      9 ноября 1995 г. Украина первой среди стран СНГ официально вступила в Совет Европы (СЕ). Это позволило ей участвовать в выработке совместной политики европейских государств в отношении прав человека, трансформировать национальные государственные и общественные институты в соответствии с общеевропейскими требованиями.
      Вступив в СЕ, Украина взяла на себя ряд обязательств, касающихся прежде всего приведения ее правовой и политической систем в соответствие с требованиями этой организации. Так, в соответствии с рекомендациями СЕ в Украине была отменена смертная казнь. Несмотря на сопротивление некоторых сил в государстве, выполнение рекомендаций СЕ отвечает национальным интересам Украины, приближает ее к стандартам демократического общества. Для контроля за выполнением взятых Украиной обязательств внедрен постоянно действующий мониторинг состояния прав человека.
      Важное значение для европейской интеграции Украины имеет сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС). В 1992 г. Украина приобщилась к сотрудничеству с европейскими финансовыми организациями, в частности, стала членом Европейского банка реконструкции и развития, созданного для помощи странам Восточной Европы в преодолении коммунистического прошлого. Украинское руководство провозгласило стратегической целью вступление в ЕС. В 1994 г. было подписано, а в 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. В документе выдвигаются следующие цели сотрудничества: развитие политического диалога; содействие развитию торговли и инвестиций; создание условий для взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах; поддержание усилий Украины по укреплению демократии, развитию ее экономического потенциала; завершению перехода к рыночной экономике. Общая стратегия ЕС по отношению к Украине была утверждена в 1999 г.

В 2003 г. Украине был предоставлен статус «страны-соседа ЕС».
      В 2005 г. Украине был предоставлен статус страны с рыночной экономикой, что значительно расширило её возможности в международном экономическом сотрудничестве и интеграции в международные экономические структуры.
Новые перспективы для сотрудничества с ЕС открылись после вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Начались переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
      19 декабря 2011 года  в Киеве состоялся XV саммит Украина — ЕС. Украинские лидеры возлагали на него колоссальные надежды – предполагалось, что на этом мероприятии Украина подпишет с Брюсселем соглашение об ассоциации и сделает тем самым первый шаг в ЕС. По итогам саммита председатель Европейского совета Херман ван Ромпей действительно объявил, что переговоры между Киевом и Брюсселем относительно соглашения об ассоциации успешно завершились. Однако подписывать это соглашение на саммите не стали.


      22 декабря 2011 года в Брюсселе была завершена техническая сверка текста проекта Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в части создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
      Провозглашение Украиной безъядерного статуса способствовало налаживанию тесных отношений с НАТО. В 1994 г. Украина стала участником программы НАТО «Партнерство ради мира». В 1996 г. была одобрена индивидуальная программа партнерства Украины с НАТО. В 1997 г. в Мадриде между Украиной и НАТО была подписана «Хартия об особом партнерстве». В хартии провозглашалось, что НАТО открыто для вступления новых членов и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины, неприкосновенность ее границ. Был определен механизм консультаций между двумя партнерами. Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе, хотя не одобрила действия НАТО в Югославии. Для более тесного сотрудничества в Киеве открыт офис военного представительства НАТО. На Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. был утвержден План действий и Целевой план на 2003 г., содержащий перечень конкретных шагов, призванных убедить НАТО в серьезности намерений Украины. Согласно этим документам Украина взяла на себя обязательства обеспечить свободу слова, развитие гражданского общества, защиту прав и свобод граждан, решение важных экономических и социальных проблем, чтобы приблизиться к европейским ценностям и стандартам.
      Украина как активный участник программы «Партнёрство ради мира» углубляет практическое сотрудничество с НАТО. Со странами блока  проводят совместные операции и учения под эгидой Совета Безопасности ООН, регулярные консультации по вопросам региональной безопасности, предотвращению конфликтов, получению военного образования.

 


 

 

Зеркало сайта:

http://history-of-ukraine.jimdo.com

счетчик посещений