Тема: Начало Украинской революции

 

Цель

Проанализировать революционные события в Украине после февральских (в 1917 г.) дней в Петрограде и деятельность УЦР, Генерального секретариата. Раскрыть содержание Универсалов, причины агрессии советской России против Украины, а также последствия для Украины Брест-Литовских мирных переговоров.

 

План

1.       Образование Центральной Рады как органа государственного самоуправления Украины:

2.        Октябрьский переворот в России. Ш Универсал Центральной Рады.

3.       Агрессия большевистской России против Украины. IV Универсал Центральной Рады.  Брест-Литовские мирные переговоры и их последствия  для Украины.

 

Литература основная:

1.     Бойко О.Д. Історія України: Посібник, - К.: Видав. центр «Академія», 2008, с. 321-371.

2.     Історія України: навчальний посібник для студентів неісторичних спеціальностей. / Під заг. ред. Р.Д. Ляха. – Донецьк: ЦПА, 2004, с. 217-232.

3.     Субтельний  О. Україна: Історія. – К.: Либідь, 1993, с. 450-480.

Литература дополнительная:

1.       Винниченко В. Відродження нації: У 3 ч. – К., 1990.

2.       Винниченко В. Заповіт борцям за визволення. – К., 1991.

3.       Грушевський М. Новий період історії України за роки 1914 до 1919 рр. – К., 1992.

4.       Гунчак Т. Україна: перша половина ХХ ст. Нариси політичної історії. – К., 1993.

5.       Дорошенко Д.І. Історія України. 1917 – 1923 рр.: У 2 т. – Ужгород, 1932. – Т.1. Доба Центральної  Ради.

6.       Кондратюк В.О., Буравченко С.Б. Українська революція: здобутки і витрати в державотворчих змаганнях. – К., 1998.

7.       Копиленко О.Л. «Сто днів» Центральної Ради. – К., 1992.

8.       Павленко Ю., Храмов Ю. Українська державність у 1917–1919 рр. – К., 1995.

9.       Полонська-Василенко Н. Історія України. 1900 – 1923 рр. – К., 1991.

10.  Скоропадський П. Спогади. – К, 1992.

11.  Україна в ХХ столітті (1900 – 2000): Збірник документів і матеріалів // Україна. –  1991. – № 25.

12.  Українська Центральна Рада: Документи і матеріали: У 2 т.
– К., 1996, 1997.

13.  ЯневськийД.Б. Українська Рада: перші кроки до національної державності (березень – листопад 1917 р.). – К., 1990.

 

1. Падение самодержавия способствовало возникновению на пространствах бывшей Российской  империи и в Украине в частности новой политической и общественной ситуации:

1. Власть формально находилась в руках представителей Временного правительства (исполнительных комитетов, губернских и уездных комиссаров).

2. В центре и на местах возникли альтернативные органы власти - Советы рабочих,  солдатских и крестьянских депутатов  (к концу в 1917 г. в Украине их было около 300,  из них 70 сосредотачивались в промышленных центрах Донбасса и  Поднепровья. Особенность: в Украине Советы не играли в это время важную роль поскольку их было относительно мало и главную роль у них играли партии меньшевиков и эсеров, а не большевиков, как в России).

3. Поскольку ни возглавляемое кадетами Временное правительство и его представители в Украине, ни эсеро-меншевицкие  Советы не имели четкой программы решения национального вопроса  (отстаивали унитарную форму русского государства,  признавали за Украиной только право на национально-культурную автономию), 17 марта  1917 г. в Киеве была образована Украинская Центральная Рада как главное представительство политических интересов украинцев перед Временным правительством.  Главой  ЦР был избран  (заочно) Михаил Грушевский.

 

Следовательно, Центральная Рада возникла как общественно-политическое объединение, координационный центр украинского национально- освободительного движения, который отображал интересы всего украинского народа. В состав УЦР вошли представители украинских политических партий, научных, образовательных, кооперативных, военных, рабочих и других организаций. Особенно важную роль в укреплении  ЦР и в ее деятельности играли: УПСР, УСДРП и УПСФ.

Кульминационным моментом революционно-демократических событий в Украине была 100-тысячная манифестация в Киеве 17 апреля 1917 г. под национальными сине-желтыми флагами.

На грандиозном вече (на Софиевской площади) были приняты важные резолюции: поддержка Временного правительства; добиваться широкой национально-территориальной автономии Украины в составе федеральной России и созыва Учредительного Собрания (это выборное учреждение представительского характера,  которое  устанавливает  государственное правительство,  вырабатывает и принимает Конституцию...).

Следует подчеркнуть, что окончательно выкристаллизовал политическую программу ЦР и завершил ее организационное построение Всеукраинский национальный конгресс (19-22 апреля 1917 г. в г. Киеве). На нем были широко представленные делегаты от всех украинских губерний, разнообразных слоев населения, многих политических партий и общественных движений. Среди делегатов конгресса были представители украинских общин Петрограда, Москвы, Кубани и других городов, всего свыше 900 человек.

Поэтому не без основания ВНК считали своеобразными Учредительным Собранием, которое превратило ЦР в революционный парламент. Конгресс был триумфом идеи украинской государственности, на нем была представлена вся нация.

Резолюции ВНК были лаконичными и конкретными:

- только широкая национально-территориальная автономия Украины может обеспечить потребности всех народов, которые живут на ее земле;

- единственной соответствующей формой государственного строя России является федеративная демократическая республика.

Основные решения ВНК:

1. Поддержан основной пункт политической программы ЦР - обретение национально-территориальной автономии.

2. Санкционировано ЦР как краевой орган власти (фактически ЦР была провозглашена верховной национальной властью в Украине).

3. Реорганизована ЦР, установлен принцип представительства и возможность ее пополнения путем кооптации (так, после военного, крестьянского, рабочего съездов состав ЦР пополнился их представителями в количестве свыше 100 делегатов от каждого; всего к осени 1917 г. ЦР насчитывала свыше 800 членов).

4. Для руководства работой ЦР был избран комитет ЦР в составе 20 человек во главе с М. Грушевским (на первых собраниях ЦР комитет Центральной Рады было преобразовано в Малый Совет).

5. Среди решений конгресса было много других решений текущего характера и в частности - о сооружении в Николаевском саду напротив Киевского университета на месте памятника царю Николаю І памятника Т. Шевченко и тому подобное.

 

Следовательно, решения ВНК имели огромное значение для легитимизации (узаконивание) ЦР. Невзирая на то, что она так и не прошла через процедуру всенародных выборов, ЦР, получив поддержку ВНК, теперь имела право говорить от имени всего украинского народа.

Следует отметить, что в конце мая в Петроград (по требованию II Всеукраинского войскового съезда) выехала делегация ЦР во главе с заместителем председателя В. Винниченко для представления Временному правительству Декларации Украинского Центральной Рады. В ней содержался ряд обдуманных требований в форме просьб, среди которых важнейшая, - Временному правительству выявить благосклонное отношение к автономии Украины. Однако эти требования были отклонены Временным правительством.

Отказ мотивировался тем, что УЦР не избрана путем всеукраинского голосования (характерно, что Временное правительство тоже не избиралось всенародно), а также тем, что провозглашение автономии может повлечь территориальные и другие недоразумения.

Оценивая такой ход событий и антиукраинскую политику Временного правительства, М. Грушевский справедливо заявил: "Праздник революции окончился. Наступает грозное время"!  Опираясь на решение крестьянского и II военного съездов, 23 июня  1917 г. Центральная Рада принял свой II Универсал, в котором была провозглашена автономия Украины: "Пусть будет Украина свободной. Не отделяясь от всей России, не разрывая с державою русской, - говорится в тексте, - пусть народ украинский на своей земле имеет право сам хозяйничать своей жизнью.".  (Винниченко В. Возрождение нации. Ч. І. - К., 1990, с. 219-225).

Провозглашение I Универсала вызвало в Украине второй по силе после свержения царизма подъём революционности масс. Универсал ЦР стал предсказателем неминуемой децентрализации России в случае ее превращения в страну демократическую.

Одним из первых шагов по выполнению решений Центральной Рады после провозглашения I Универсала стало создание правительства - Генерального секретариата (28 июня 1917 г.) во главе с В. Винниченко. Генеральный секретариат взял на себя все бывшие исполнительные функции Центральной Рады, а Центральная Рада взяла на себя функции национального сейма (парламента), то есть законодательного органа всего украинского народа.

Провозглашение I Универсала и образование Генерального секретариата вызывали обеспокоенность в России, которая переживала очередной политический кризис (массовые демонстрации, поражение на фронте, падение авторитета Временного правительства и тому подобное). Именно поэтому в начале июля делегация Временного правительства в составе самых влиятельных министров О. Керенского, М. Терещенко и І. Церетели прибыла в Киев для взаимопонимания с Центральной Радой. В результате переговоров был достигнут компромисс.

Следствием компромисса было провозглашение 16 июля 1917 года II Универсала Центральной Рады и специального постановления Временного правительства от того же дня.

Во II Универсале официально заявлено, что Временное правительство:

1. Протягивает руку украинской демократии, призывает в согласии с ним создавать новую жизнь.

2. Признает Генеральный секретариат как носителя наивысшей краевой власти в Украине, состав которого утверждается Временным правительством по согласованию с ЦР.

3. Допускает представителей ЦР в кабинет военного министра в генеральный штаб с тем, чтобы они участвовали в деле украинизации войска без нарушения боеспособности армии.

4. Заявил о своем благосклонном отношении к разработке  проекта национально-политического статуса Украины, а также проекта о решение земельного вопроса  для их вынесения на Всероссийское учредительное собрание.

 

Центральная Рада, со своей стороны:

1. Откладывает осуществление автономии Украины до Всероссийского учредительного собрания и решительно отбрасывает любые самовольные шаги для ее достижения.

2. Пополнялась на "справедливых принципах представителями других народов,  которые живут в Украине"  (следует заметить, что процент предоставленных им мест (30%) превышал  их процентную часть среди жителей Украины (20%); в состав Генерального секретариата было введено двух русских, двух евреев и одного поляка.

 

Таким образом, ЦР и Генеральный секретариат стали политическими органом не только украинцев, но и всего населения Украины. (См.: Винниченко В.  Возрождение нации. Ч. 1. - К., 1990, с. 279 - 284).

В исторической литературе нет однозначной оценки II Универсала. Одни авторы отмечают, что это был шаг назад, поскольку ЦР отказалась от самовольных шагов по осуществлению автономии Украины, другие подчеркивают, что это все-таки был еще один шаг вперед к тогдашней политической цели. В. Винниченко утверждал, что это была победа украинства, "которому была предоставлена правовая сила в юридических актах государственного характера"; М. Грушевский считал II Универсал "открытием новой страницы в жизни Украины".

Пытаясь объективно оценить все обстоятельства принятия II Универсала, должны четко представлять, что это было время серьезных испытаний и потому ЦР вынуждена была проводить достаточно осторожную, взвешиваемую политику, ведь на стороне Временного правительства была военная сила огромного государства, и потому нужно было максимально предотвратить вмешательство России в украинские дела.

29 июля 1917 г. Центральная Рада приняла Устав высшего Управления Украиной (некоторые историки называют "Конституцией автономного уклада Украины"). Согласно этому документу (он содержал 21 пункт):

- Генеральный секретариат объявляется наивысшим государственным органом власти в Украине;

- Генеральный секретариат формируется Центральной Радой и отвечает перед ней, а Временное правительство лишь утверждает его;

- свою власть Генеральный секретариат осуществляет через все правительственные  органы в Украине, а все они подчинены власти Генерального секретариат и тому подобное.  (См.: Винниченко В. Возрождение нации. 4.1.-К., 1990, с. 298-302).

Однако Временное правительство не утвердило этого документа, а само 17 августа выдало "Временную инструкцию для Генерального секретариата", которая была прямым отрицанием Устава и существенно ограничила права Украины :

- Генеральный секретариат должен был стать местным органом Временного правительства, то есть обычным административным аппаратом;

- Центральная Рада лишалась законодательных прав;

- все правительственные должности утверждал не Генеральный секретариат (он только рекомендовал кандидатуры), а Временное правительство;

- наибольшим притеснением Украины было уменьшение территории; за ее пределами оказалась большая часть украинских земель (Харьковская, Екатеринославская, Херсонская и Таврическая губернии);

- даже не вспоминалось об автономии Украины и о том, что этот вопрос будет рассматривать Всероссийское учредительное собрание  и тому подобное.

 

Следовательно, хотя "Инструкцию" В. Винниченко назвал "плюгавым лоскутком бумаги" и ЦР, судя по собственной резолюции, не собиралась ее выполнять, а лишь приняла к сведению, издание "Инструкции" Временным правительством оказалось "циничным, бесстыжим сломом достигнутых договоренностей.". (В.Винниченко). Она отбросила упорядочение отношений между Украиной и Россией в правовом поле и открыла пространство для произвола Временного правительства.

 

 

2. Отношения с Петроградским правительством дальше обострялись, что привело к нерешённости экономических, земельных, военных вопросов. Расшатанная войной экономическая жизнь замирало. Суд, полиция не функционировали. С фронта массово убегали дезертиры, усиливая безвластие в стране. В это же время (осенью 1917 г.) на арену политической борьбы в России активно выступает самая радикальная часть социал-демократии - большевики. Как указывает историк Орест Субтельный: "Они являли собой дисциплинированную, сурово централизованную партию преданных и опытных революционеров ..., а ... обещания дать массам "мир, хлеб и землю" завоевали все больше сторонников.". (Субтельный Орест. Украина: история. - К., 1993, с. 429, 430). Мощная агитация и пропаганда дали свои результаты. В ночь с 6 на 7 ноября в Петрограде был осуществлен государственный переворот (по оценке ряда политических сил - Октябрьская революция) и власть перешла в руки большевиков.  Временное правительство было низложено.

Следовательно, мирный период развития украинской революции подходил к  концу. Падение Временного правительства частично решало старые проблемы, но в то же время породило новые. Одно из главных - как относиться к установлению власти в Петрограде РСДРП(б) во главе с Лениным?

Через два дня после событий в Петрограде Центральная Рада одобрила резолюцию о власти в Украине, в которой отмечалось на необходимости перехода власти "в руки всей революционной демократии", а не к советам, которые "представляют лишь часть революционной демократии". Вывод резолюции ЦР был таким: "Украинская Центральная Рада высказывается против восстания в Петрограде и энергично будет бороться со всякими попытками поддержки бунта в Украине". То есть Центральная Рада выступил против монополии большевистской  партии на власть, которую она установила в России.

В этих сложных политических условиях Центральная Рада принимает свой ІІІ Универсал (20 ноября 1917 г.), в котором провозглашалось образования Украинской Народной Республики (УНР) в пределах 9-ти губерний (Киевской, Подольской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической /без Крыма/). Присоединение других земель: Холмщины, части Курской, Воронежской губерний, где украинское население представляло большинство, должно было состояться согласно воле их жителей.

Кроме этого,  в III Универсале объявлялось:

1. До Украинского учредительного собрания вся власть в Украине принадлежала Центральной Раде и ее Генеральному секретариату (Универсал назначал выборы в него 27 декабря, а созыв - 9 января).

2. Отменялась частная собственность на помещичьи уделы, монастырские, кабинетские и церковные земли и провозглашалась собственность всего трудового народа.

3. Устанавливался 8-часовой рабочий день.

4. Вводился государственный контроль на продукцию промышленности.

5. Добиваться скорейшего достижения мира.

6. Отменялась смертная казнь и провозглашалась амнистия политическим арестантам.

7. Укреплялись и распространялись права местного самоуправления.

8. Закреплялись общечеловеческие демократические свободы: слова, печати, веры, собраний, союзов, забастовок, неприкосновенности личности и жилища.

9. Предоставление русским, евреям, полякам права на национально-персональную автономию и на свободное развитие всем другим народам, проживающим  в Украине.

10. Обязательство спасти от голода не только украинский народ, но и фронт и большую часть Российской республики и тому подобное.

(См.: Винниченко В. Возрождение нации. Ч. 1. ~ К., 1990, с. 73 - 83).

 

Исходя из основных положений III Универсала необходимо вы¬словити ряд мыслей, дать некоторые обоснования, выводы. В частности,  Универсал стал актом большого исторического веса : потом багаторічної неволи украинский народ официально задекларировал відродження собственного государства. Его программа провозглашала перестройку Украины на новых принципах, с новыми законами и экономикой.

III Универсал провозглашал УНР, но в составе федеральной, демократической Российской республики. Более того, ЦР обязывалась "помочь всей России, чтобы вся Российская  республика стала федерацией равных и свободных народов". Странно, ведь Украина провозглашала себя автономией в составе несуществующего государства; Временного правительства уже не существовало, а Совнарком России Центральная Рада не признавала.

Нужно ли было ЦР становиться в обороне всей русской демократии, брать на себя роль "спасителя всей России", когда Украина имела более чем достаточно своих проблем?

Давая оценку этим событиям, историк Н. Полонская-Василенко указывает: "Это не препятствовало М. Грушевскому писать в "Народной воле", что Украина должна спасать целостность и единство России (федеральной). Когда украинские деятели говорили о федерации, то они имели в виду не уже ликвидированное Временное Правительство, а новую федерацию народов, которые входили в состав бывшей Российской империи, включая и Совет Народных Комиссаров. Имели в виду Крым, Кавказ, Войско Донское, Кубань, Сибирь, Молдавию и Башкирию".  (Полонская-Василенко Н. История Украины (1900-1923 гг.). - К., 1991, с. 60).

Правда, у некоторых историков есть другие мысли. Так, Д. Дорошенко указывает, что Украина в ноябре 1917 г. должна была "... совсем отделиться от России, стать самостоятельным и независимым государством". Главной причиной драмы УЦР, которая разыгралась в конце 1917 - в начале 1918 г., было не провозглашение III Универсала, а, как указывает В. Смолий, политическая природа Центральной Рады с ее идеями автономии и федерализма.

IV Универсал Центральной Рады, провозгласив Украину независимым государством, завершил процесс сложного, противоречивого развития национально-освободительного движения, стал поворотным пунктом украинской революции.

 

 

3. Своей демократической политикой Центральная Рада привлекла внимание других держав. В частности, 3-4 января 1918р. Франция и Великобритания признали УНР и назначили в Киеве своих представителей. Благосклонно отнеслись к Украине и другие государства Антанты. Справедливости ради надо отметить, что и Совнарком России также заявил о своем признании УНР. Однако это был политический, тактический маневр, чтобы Украине (в дальнейшем) не дать возможности выйти из состава России и стать независимым, самостоятельным государством.

Это подтвердилось в считанные дни. В конце ноября - в начале декабря в 1917 г. стало известно о подготовке в Киеве восстания в красноармейских военных частях для захвата власти. Это заставило украинское правительство пойти на разоружение этих частей и высылке их за пределы Украины.

На противодействие этим законным мероприятиям Совнарком России 17 декабря 1917 г. послал украинскому правительству "Манифест" (ультиматум), в котором были грубые вмешательства во внутренние дела Украины. В нем содержались четыре требования к УНР:

1. Отказаться от дезорганизации фронта, что выявилось в отзыве и передислокации частей, разрушении фронта без согласования с Россией.

2. Прекратить разоружение большевистских частей в Украине.

3. Не пропускать через Украину казацкие формирования на Дон (атаман Каледин не признавал Совнарком России).

4. Пропустить через территорию Украины красноармейские войска на Южный фронт.

 

СНК России требовал в течение 48 часов позитивного ответа, а если он не будет послан, угрожал, что будет считать Центральную Раду в состоянии войны против советской власти в России и в Украине. Украинское правительство в ответ (в спокойном тоне, направленном на поиск компромисса) отбросило домогательство России, напомнив, что Украина есть независимое государство. (См.: История Украины: Документы. Материалы (Уклад., комент. В.Ю. Короля). - К., 2001, с. 253-255).

Все это и было поводом для развязывания советской державой войны против Украины, которая с перерывами длилась до конца ноября  1921 г.

Начало января 1918 г. характеризовалось достаточно сложным политическим положением в Украине. Русская советская армия под командованием В. Антонова-Овсеенко начала общее наступление на УНР. Ее численность, по разным оценкам, была от 35 до 60 тысяч человек; наступление поддерживали отряды красной гвардии. Во многих городах (Одесса, Екатеринославль, Николаев, Херсон и др.) происходили восстания большевистских солдат и красногвардейцев. На протяжении января большевистские войска заняли почти всю Левобережную Украину.

В этих сложных обстоятельствах перед ЦР появились три главные задачи:

1. Мобилизовать и организовать украинский народ для отпора  агрессору.

2. Формально отмежеваться от советского режима.

3. Создать предпосылки для самостоятельных переговоров с Германией и её союзниками.

Попыткой реализовать эти задания стал IV Универсал (утверждённый на заседании Малого Совета путем поименного голосования после трехдневных дискуссий 22 января 1918 г.). В нем указывалось:

1. "Отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельным, ни от кого не зависимым, свободным, суверенным Государством Украинского Народа".

2. Переименован Генеральный секретариат в Совет Народных Министров.

3. После подписания мира с центральными государствами армию демобилизовать и вместо нее создать народную милицию (руководство УНР ошибочно считало, что войско нужно лишь во время войны, а в мирный период армию должна  заменить народная милиция).

4. Назначить на 2 февраля 1918 г. созыв Украинского учредительного собрания, где одобрить все функции государственности.

5. Подтверждены все демократические принципы, провозглашенные ІІІ Универсалом.

6. Призвано граждан Украины освободить ее территорию "от посланных из Петрограда насильников, которые топчут права Украинской Республики" и тому подобное.  (См.: Винниченко В. Возрождение нации. Ч. II. -К., 1990, с. 244-252).

Историческое значение IV Универсала заключается в том, что он стал поворотным пунктом украинской революции, завершением эволюции национального движения от автономизма-федерализма к независимости, к полному разрыву с имперским центром. Провозглашение независимости Украины именно в начале 1918 г. в какой-то мере является закономерным, ведь именно тогда, пользуясь ослаблением России, провозгласили свою независимость Литва, Эстония, Латвия, Белоруссия,  Армения,  Грузия и другие государства.

Принятие IV Универсала, конечно, диктовалось и потребностью заключения мира с Четвертным союзом.

Следует подчеркнуть, что провозглашенная самостоятельность не имела абсолютного характера, потому что решение вопроса о федеральной связи с республиками бывшей Российской  империи возлагалось в Универсале на будущие Украинские учредительные собрания.

10 января 1918 г. по просьбе УНР начались переговоры со странами Четвертного союза (Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией). Украинскую делегацию возглавил В. Голубович (глава нового правительства, которое было сформировано после IV Универсала); позже делегацию УНР возглавил О. Севрюк. 9 февраля 1918 г. договор между УНР и государствами немецкого блока был подписан.

Что касается сути Брестского мирного договора, то:

1. В преамбуле договора признавалась независимость УНР.

2. Границами между Австро-Венгрией и УНР провозглашались те, которые существовали между Российской  и Австро-венгерской империями до 1914 г., то есть вся Галичина, Закарпатье, Северная Буковина оставались за Австро-Венгрией, зато Холмщина,  Подляшье  возвращались Украине.

3. Возобновлялись дипломатические и консульские отношения.

4. Предусматривался обмен военнопленными.

5. Отменялись  любые возмещения убытков.

6. Указывалось на обязанность сторон развивать хозяйственные отношения, проводить взаимообмен остатками сельскохозяйственных и промышленных товаров на государственной основе.

7. Допускался мелкий товарообмен в пределах 15-километровой пограничной черты.

8. Предусматривались взаимные таможенные льготы и тому подобное.

 

В этот же день, 9 февраля, был заключен украино-немецкий договор. Через три дня были заключены аналогичные двусторонние дополнительные договоры между УНР и Австро-Венгрией, УНР и Болгарией, УНР и Турцией. В тайном приложении к мирному соглашению между УНР и Австро-Венгрией было зафиксировано разделение Галичины на украинскую и польскую части и слияние Восточной Галичины с Буковиной в один сплошной "коронный край" Австрийской империи. (Однако впоследствии Австрия аннулировала настоящий договор).

Согласно этим соглашениям УНР обязывалась в течение первой половины 1918 г. поставить Германии и Австро-Венгрии 60 млн. пудов хлеба, 2750 тыс. пудов мяса, 400 млн. штук яиц и другое сельскохозяйственное и промышленное сырьё. 17 февраля члены делегации УНР от имени Центральной Рады обратились к немецкой стороне с просьбой "оказать помощь украинскому народу в тяжелой борьбе за свое существование". В ответ Германия и Австро-Венгрия начали широкомасштабное наступление  силами 450-тысячной армии.

Украина была освобождена от советских войск. В начале марта в 1918 г. Центральная Рада вернулась вместе с немецко-австрийскими войсками в Киев. (См.: История Украины! Документы. Материалы. (Уклад., комент. В.Ю. Короля). - К., 2001, с. 274-276).

Следовательно, открылась еще одна трагическая страница истории Украины - "независимая" жизнь в условиях оккупационного режима (немцы бесконтрольно хозяйствовали в Украине, издавали собственные нормативные акты, которые имели обязательный характер в Украине). Постепенно теряя остатки власти, Центральная Рада еще просуществовала до 29 апреля 1918 г., когда в Украине состоялся гетманский переворот и к власти пришел гетман П. Скоропадский.

Стоит заметить, что УЦР в своей деятельности прошла такие этапы:

1. Тесный союз и сотрудничество со Временным правительством (март - начало июня 1917 г.). Основой его была борьба с наследием самодержавия, за демократизацию власти в бывшей Российской империи.

2. Углубление процесса государственного строительства в Украине (конец июня - начало сентября 1917 г.). Состоялось оно на основе автономно-федерального принципа под воздействием достижения временного компромисса со Временным правительством относительно легитимизации автономии Украины.

3. Борьба за федерацию национально-государственных субъектов с однородным социалистическим центральным правительством (октябрь 1917 - середина января 1918 г.). По этим вопросам украинские политические лидеры придерживались разных взглядов.

4. Существование (формально) самостоятельной Украинской Народной Республики (УНР) под протекторатом вооруженных сил Германии и Австро-Венгрии (март - 28 апреля 1918 г.). Исключением был период военных действий против советской России, потери власти в январе - феврале 1918р.

Возникает вопрос: какие основные причины падения Украинской Центральной Рады? Раскол в украинском общественном движении, взаимные обвинения политических партий, разных групп элиты, населения регионов.

1.       Политическая неопытность лидеров УЦР, Генерального секретариата в государственно-созидательных позициях.

2.       Отсутствие эффективных и авторитетных органов управления на местах, неразвитость  системы самоуправления, полномочий центра и регионов.

3.       Запоздалые осознания лидерами УЦР необходимости сильной исполнительной  власти.

4.       Нежелание и неумение создать регулярные вооруженные силы, другие силовые ведомства в государстве.

5.       Идейная, материальная, психологическая неготовность национал-демократических сил к построению основ государственности. Незаинтересованность соседних с УНР стран в существовании независимого, сильного Украинского государства.

 

 

 

Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Почему, по вашему мнению, Центральная Рада на первом этапе своей деятельности не осмелилась на окончательный разрыв с Россией, а провозгласила лишь автономию Украины?

2. Как представляли себе Российскую Федерацию руководящие деятели украинского национального движения?

3. Что вы знаете о деятельности украинских политических партий, их программных целях в тогдашний исторический период?

4. Раскройте суть "Манифеста"(ультиматума) Совнаркома России Украинскому Центральной  Раде. Какие же настоящие его причины?

5. Почему Центральная Рада потерпела поражение в войне с советской Россией в январе в 1918 г.?

6. Какими были последствия Брестского мира для УНР?

7. Назовите основные причины падения УЦР.

8. К каким последствиям привела ликвидация УЦР?

 

Зеркало сайта:

http://history-of-ukraine.jimdo.com

счетчик посещений